свое дело
Человек-баланс. Человек-рывок. Человек-мудрость

Лола Шурыгина, директор Семейной начальной школы "Макарун" на Соколе, похожа на серфера: она лихо ловит волну собственный жизни, и каждый раз эта волна все круче, а Лола все крепче держится на доске.
О неудобных вопросах, прикладном образовании, умении выстраивать жизнь-проект, о детях своих и почти своих – в рассказе для «Практики» от первого лица.
В какой-то момент я поняла, что моему старшему ребенку, которому я очень благодарна за возможности, что он мне постоянно открывает, нужна особенная школа. Школа, где будет учитываться его потенциал. Просиживать за партой, когда результатом обучения будет образование, не соответствующее социальному и общественному запросу, новым реалиям – бесполезная трата времени.

Сначала мне с партнером удалось открыть небольшой частный класс. После я получила субсидию на открытие центра дополнительного образования. Это было здорово, но сложно, потому что параллельно я расставалась с партнером и готовилась в третий раз стать мамой. Мне казалось, что я все брошу, верну деньги и ничего уже запускать не буду. Но все эти сложности, постоянные трансформации и обстоятельства, которые складывались сами собой, привели меня к открытию собственной школы.

Каждый раз, встречая новое препятствие, я анализировала, нужно мне это или нет. И каждый раз я получала утвердительный ответ и шла дальше. Постепенно от мотивации изменить образование для своего собственного ребенка пришла к мотивации изменить содержание образования вообще.

Важно перестать делать его настолько предметно-функциональным: учусь писать-читать-считать. Образование сегодня должно быть компетентностным, ориентированным на потребности ребенка, его личностные качества.

Это был стихийный образ нашей жизни
В тот момент, когда сформировалась модель нашей будущей школы, подобралась и команда. Я не могу сказать, что это было озарение, принятое решение или четкий бизнес-план коммерческого проекта. Нет. Это был стихийный образ нашей жизни. Шаг за шагом, сталкиваясь с очередной сложностью, задачей, мы вместе с командой выходили на новый уровень.


Школа – это история не только про развитие детей. Я сама расту вместе с ней. Начала развиваться как директор, продолжаю как коммерческий директор, но не останавливаюсь на достигнутом: параллельно я прокачиваю себя как директора по развитию персонала.

Изначально мне просто повезло и ко мне приходили те самые люди, кто смотрит со мной в одном направлении. Но команду и экологичное сообщество нужно выстраивать и поддерживать, иначе все очень быстро развалится. В ближайших планах начать осваиваться в роли директора по развитию сети.

И если первые два года мы работали нон-стоп, то теперь я уже научилась отделять личное от рабочего: если я не в ресурсе, то и моя команда не в ресурсе.
У меня есть экономическое образование, но оно не дало мне практически никаких прикладных знаний, которые я бы использовала сейчас. Недавно я прошла обучение в бизнес-акселераторе РЭУ им. Г.В. Плеханова, и там тоже были лишь теоретические знания, но они, по крайней мере, укрепили и систематизировали все то, что дало мне высшее образование. Большую роль сыграли частные встречи с практикующими бизнесменами, менторами акселераторов, коучами. Пообщавшись с этими людьми, услышав альтернативное мнение, я собрала воедино наконец свое представление о собственном бизнесе: что за бизнес-модель у меня, где мы зарабатываем, где теряем, как это подкрутить. Это была долгая работа. И это тоже вопрос к образованию: почему современному бизнесмену нужно столько времени, чтобы разобраться в своем бизнесе?!

Подавляющее большинство стартапов в первый же год прекращает свое существование, потому что люди просто не знают, как вести бизнес. Мы тратим 11 лет на обучение в школе и потом в 30 лет начинаем искать себя. Причем, как правило, это метания. Нас не научили идти за собой, реализовывать себя и делать это системно. А ведь, по сути, тут работают те же принципы, что и при реализации любого бизнес-проекта. Но нас не учили и практически не учат сейчас ни тому, ни другому.

Часто ко мне приходят с запросом «Как открыть школу». И я задаю только один вопрос: «А где деньги возьмете»? И на этом этапе почти все разворачиваются и уходят. Нам не хочется иметь дело с такими вопросами, не хочется на них отвечать. На wow-подъеме мы затеваем что-то, а как будем реализовывать – не знаем. Как-нибудь…Нужно сразу оценивать риски, понимать, какой ресурс будет вас поддерживать. Нужен бизнес-подход.

Я это знаю не понаслышке: когда я начинала, это была миссийная история. Я на коленке прикинула бюджет и, не зная толком ничего, ринулась в бой. В реальности эта цифра умножилась в несколько раз. Сейчас мне нужно сделать из своей школы бизнес-миссийную историю: чтобы хорошую идею подкрепляли крепкие цифры, которые дадут нам возможность развиваться.
По-другому я работать не хочу
У нас дорогая бизнес-модель, потому что +1 педагог в каждом классе: помимо основного учителя с детьми работает еще и тьютор. К тому же, сетка основных уроков, которые есть в любой государственной и частной школе, у нас дополнена 30% авторских уроков по soft skills. Это тоже время, усилия, зарплата педагогов. Но в этом наша особенность, мы постоянно совершенствуем и поднимаем уровень образования, мы приняли такую бизнес-модель. По-другому я работать не хочу.

На всех уровнях взаимодействия мы задаем высокую партнерскую планку
Я считаю свой проект успешным, потому что мы задаем тренды, формируем общественное мнение, формируем спрос на новое качество образования, за нами идут другие школы, на нас смотрят и изучают, нас копируют. На всех уровнях взаимодействия мы задаем высокую партнерскую планку. И я очень надеюсь, что со временем к этому придет хотя бы частное образование.

Мы показываем, что навыковую историю можно и нужно встраивать в обязательный учебный план. Более того, не надо бояться уменьшать объем обязательных дисциплин, прописанных госстандартами, в пользу личностного подхода к ребенку, развития его понимания себя, своих ценностей.

Самыми сложными для меня были весна-лето перед открытием школы, когда я испытывала животный страх перед тем, что делаю. Я боялась, что нам не поверят родители, не приведут своих детей. У нас слетело помещение за месяц до начала учебного года, а потом ушел основной педагог. Но именно в тот момент я поняла, что надо идти в свой страх: чем больше ты боишься, тем смелее нужно делать шаг. Да, он может оказаться ошибкой, но ты просто идешь и делаешь.

Конечно, тут огромную роль играет поддержка семьи и команды. Очень важно понимать, что у тебя есть люди, которые готовы остаться поработать ночью, выйти в свой выходной, организовать внеурочно праздник, найти за пару дней, а то и часов, очень нужного педагога. Именно эта поддержка меня спасала и спасает, а также помогает двигаться дальше.



Made on
Tilda