свое дело
Мыслить как финансист

Редкий случай, когда в индустрию частного образования приходит человек из большой финансовой корпорации. Тем более, человек, чья миссия – повысить финансовую грамотность детей. Анна Деньгина, создатель школы семейных финансов «Деньгин's», рассказывает о своем необычном проекте.
Наш проект логично вырос из всей предыдущей деятельности: мы с мужем оба финансисты с большим опытом. До запуска проекта я проработала в этой сфере 15 лет: РЭУ им. Плеханова я заканчивала уже начальником отдела в инвестиционной компании, потом уезжала по приглашению «АК БАРС» банка, а затем долгое время работала в структурах Сбербанка, где мы с мужем, кстати, и познакомились. Когда в 2016 году я приняла решение сфокусироваться на семье, то уходила из компании уже с позиции управляющего директора блока управления благосостоянием: это был хороший уровень и карьеры, и доходов.

Из творческого отпуска, во время которого я успела поучиться на кондитера и дизайнера, я плавно перешла в декретный отпуск. Перерыв в работе не был долгим, довольно быстро я поняла, что пора выходить из круга исключительно домашних дел. И тут вспомнила, что еще в 2009 году у меня случилась профессиональная любовь с рынком финансовой грамотности и финансового планирования. Я попыталась развить идею в рамках собственного бизнеса, но в тот момент не сложилось, я все свернула. И вот, спустя несколько лет, снова к ней вернулась.

В этой точке сошлось несколько факторов: и предыдущий опыт, и понимание, что есть внутреннее желание заниматься обучением, и моя новая, в данном контексте очень говорящая, фамилия. Некоторые думают, что это популистский псевдоним, но нет, это наша реальная фамилия, которая тоже сыграла свою роль в этой истории.

Так мы решили запустить свою школу. Но поняли, что хотим пройти все этапы сами, построить ее итерационно. Когда мы начинали, у нас не было четкой концепции, мы просто понимали, что есть то, чему мы можем научить детей и это важно.
Развитие пошло сразу в двух направлениях: онлайн и оффлайн
Первые полгода работали в режиме тестирования. Обучение строилось на игровых элементах с использованием методик перевернутого класса: когда ты сначала что-то делаешь, а потом уже разбираешься, что, с точки зрения теории, сейчас было проиграно. С этого мы и начали наши занятия на площадке «Мастерславля». Но очень быстро стало понятно, что в таких разовых занятиях не может быть преемственности, даже если ты мотивируешь участников какими-то бонусами в конце определенного «курса», это не срабатывает.

Тогда развитие пошло сразу в двух направлениях: онлайн и оффлайн.

С точки зрения капитализации бизнеса, мы понимали, что, конечно, основной упор должен быть именно на онлайн. И в начале мы даже попытались сделать курс самостоятельно, своими ресурсами. Но поняли, что это не то качество, которое мы хотим выводить на рынок. И тогда мы нашли партнеров, с которыми запустили базовый онлайн-курс. Когда мы начинали, я и представить не могла, как сложно создать хороший онлайн-продукт: это серьезная методология, работа на камеру, продакшн и пост-продакшн. В очень интенсивном режиме подготовка этого курса заняла у нас 3 месяца. Но мы обязательно будем и дальше развивать онлайн-направление.

Мы также сразу понимали, что хотим делать следующие шаги в сторону оффлайн-школы. Оффлайн дает нам глубину и качество проработки материала, а именно так мы хотим доносить финансовую грамотность детям. Начали мы с промежуточного продукта, на котором хотели опробовать свои силы: сделали летний интенсив для детей 9-13 лет в формате четырехдневного лагеря с 9 до 18, привлекали к сотрудничеству двух увлеченных темой преподавателей. Это был очень живой формат: детям выдавались карманные деньги, которые были сразу заложены в стоимость участия. Было много экскурсий: в офис Сбербанка, зал трейдинга. Играли в экономические игры, делали бизнес-проект, прототипировали, погружались в VR-среду. Каждый день, приходя на занятия, дети получали зарплату и дальше мы прорабатывали всю финансовую механику управления бюджетом, используя «свои» деньги. Интенсив стал серьезным практическим опытом, который показал, что мы хотим видеть в реальности на своих занятиях.

В тот момент, когда сформировалась модель нашей будущей школы, подобралась и команда. Я не могу сказать, что это было озарение, принятое решение или четкий бизнес-план коммерческого проекта. Нет. Это был стихийный образ нашей жизни. Шаг за шагом, сталкиваясь с очередной сложностью, задачей, мы вместе с командой выходили на новый уровень.

И так мы пришли к трем программам, которые есть сейчас:

  • «Копилка-купилка» для дошкольников 5-6 лет и «Семейный финансист» для возраста 7-12-летних: это курсы про деньги, базовые потребности, базовые финансовые продукты и финансовый план, но с разными методическими подходами, в первом случае методика более игровая и ознакомительная с личными финансами, во втором – уже серьезней, больше причинно-следственных связей, практики и преемственности в занятиях.
  • «Гражданин будущего» - программа для подростков, 13+: здесь уже идет подготовка к взрослой жизни. Мы рассказываем, как устроено взаимодействие человека и государства, что такое финансовый план, профессии будущего и как вообще можно заработать на своем проекте или в корпорации.
Пока наша оффлайн-школа действует на двух площадках в формате школы выходного дня - в «Мастерславле» и в Международном Монтессори Центре «Отрада», где я постоянно работаю в Elementary-классе. Недавно мы начали обсуждение форматов сотрудничества: некоторым детским центрам интересен наш контент, есть партнеры на модель франчайзинга – но это пока частные случаи, активно мы сами пока ничего не предлагаем.

Несмотря на то, что у нас есть разработанная программа по всем курсам на все 10 занятий, каждую неделю мы все равно интенсивно готовимся к новым выходных, потому что много важных моментов происходит прямо на занятиях, причем в разных группах по-разному. Что-то из запланированного мы успеваем, что-то нет, очень сильно отслеживаем процесс и реакцию детей, если чувствуем что есть вопросы, или тема вызывает повышенный интерес, то заходим глубже, разбираем на конкретных примерах из жизни. Так что, по сути, - это постоянное обновление контента.

Сейчас мы ведем занятия вдвоем с мужем – один основной преподаватель, второй ассистент. Это, конечно, колоссальные временные затраты, но мы не хотим отказываться от такого формата, потому что это позволяет нам давать совершенно другое качество и персонализировать отношения с каждым ребенком. И еще это дает возможность наблюдать за детьми, что помогает постоянно актуализировать наши программы. Группы у нас небольшие пока. Будут больше, возможно, будем искать дополнительных ассистентов.

Наш проект существует не так давно, но мы делаем его очень кропотливо, каждый этап проживаем на своем опыте. Все-таки – назвали своим именем, надо держать марку. О развитии думаем постоянно, но очень избирательно. История у нас конечно личная, но мы понимаем, что без команды и партнеров не будет продолжения, и каждый новый положительный отзыв возвращает нас к мысли о том, что дело делаем нужное и полезное. Все только начинается.

Made on
Tilda